Интерактивный метроном с ПО «РИТМ» — доступный комплект устройств и развивающая программа с биологической обратной связью (БОС), которые не требуют оплаты за применение, в отличие от зарубежных аналогов. Интерактивная программа c ритмическими сигналами содержит более 10 современных увлекательных игр, а также позволяет использовать разрабатывать и применять собственные методики, отвечающие педагогической или коррекционной задаче специалиста.
Программное обеспечение подходит для использования на компьютере, ноутбуке, под управлением ОС Windows 10 и выше. Ритм, в широком понимании этого термина, является сложно организованной структурой измерения времени. Оценка временных интервалов между происходящими событиями является крайне важным адаптационным механизмом, позволяющим организовывать и структурировать собственную деятельность как ребенку, так и взрослому.
Планирование ритмического движения, восприятие и воспроизведение ритма можно назвать ритмическим праксисом. Таким образом, становится очевидным участие ритмических процессов не только в музыкальном восприятии, чтении, но и когнитивной деятельности.
На сегодняшний день существует множество исследований, которые посвящены развитию чувства ритма, моторному планированию с применением БОС с ритмическими сигналами. Благодаря развитию современных технологий нейровизуализации (ФМРТ, ЭЭГ), исследователи показали, что при выполнении заданий на слухомоторную синхронизацию активируются как корковые, так и подкорковые структуры головного мозга.
Слухо-моторная синхронизация предполагает, как тщательность слуховой обработки, для более точного оценивания временных интервалов, так и строгий моторный контроль над совершаемым движением, а также тонкую координацию между ними.
Исследования в области развития чувства ритма показали: - Со слуховыми стимулами синхронизировать движение проще, чем со зрительными
- Ритмические стимулы добавляют стабильности в моторный контроль
- Любые двигательные навыки под ритм быстрее автоматизируются, что позволяет экономить ресурсы
- Во многих исследованиях показана связь между исполнительными функциями (когнитивными процессами высшего уровня) и способностью к восприятию и воспроизведению ритма.
Для более надежного выявления нарушений в функциях нервной системы (в том числе сенсомоторной интеграции и синхронизации) необходимо на фоне простого двигательного задания (например, ритмичного выполнения относительно простого движения: телом, рукой, ногой, кистью, пальцем) давать конкурирующее задания, задействующее когнитивные функцию.
В отношении применения тренажеров, типа: «Интерактивный метроном», в нейрореабилитации и коррекционной практике интересными представляются свидетельства положительной роли тренировок чувства ритма и/или движений под ритмические звуки при таких заболеваниях и нарушениях, как инсульты, болезнь Паркинсона, болезнь Хантингтона, опухоли головного мозга и последствия их агрессивного лечения, а также СДВГ, РАС (Аутизм), ЗПРР и т.д.